8 мин
3 331

Архитектура төшенчәсенә нәрсә керә?

Русча

Архитектуру большинство людей понимает как сумму элементов составляющих здания. То есть, вот говорят, «здесь нет никакой архитектуры, а здесь архитектура есть». И подразумевают под этим количество колон, наличников, окон, ступенек и т.д. Хотя, на самом деле, архитектура — это совершенно другое. С профессиональной точки зрения, да и по сути тоже, это умение организовать пространство, комфортное для существования человека. Значит оформленных сооружений уже приспособленных под те нужды, для которых это все и предназначено. Это могут быть культовые сооружения, хозяйственные, спортивные или какие-нибудь еще сооружения.

Начинается все с какой-то идеи, какая там будет функция, скажем, жилая. Затем идея самой организации пространства. Если мусульманский дом, то будет делится на женскую, мужскую половину, а в христианском этого нет. Так же сколько будет этажей и так далее.

А потом все это начинает реализовываться. Она начинает реализовываться тоже очень конкретно. Какие у нас будут строительные материалы? Дерево, камыш, камень или что-то еще, глина может быть. Все зависит от того, где это все находится. Какой у нас будет климат? Много дождей, значит надо делать крышу, иначе мы все намокнем. А если дождей вообще нет, то можно сделать плоскую крышу, ничего страшного не случится. Если много снега, то уже двери нельзя открывать наружу – там останетесь. То есть, дверь открывается внутрь, чтобы можно было выйти и почистить и так далее, например, тамбур надо делать.

Сама архитектура формируется в большей степени под влиянием природных и климатических условий. Поэтому все сооружения, которые построены в средней полосе русскими, чувашами, удмуртами, татарами похожи между собой. Именно поэтому, потому что строительный материал один, климат один, какие-то природно-географические условия те же самые. Скажем, расположение ветров, с той же стороны или солнце с той же стороны светит, ориентация дома и так далее.

Дальше идет национальное различие. Принцип оформления дома, планирование изнутри и так далее. Это снаружи даже может никак не выражаться. Поэтому посмотрим, допустим, на татарскую деревню и на удмуртскую, там на первый взгляд дома могут показаться такими же похожими. Что многих в заблуждение и вводит. Говорят, «ничего тут национального нет, я не вижу». Они понимают под архитектурой наличие орнамента или еще чего-то, хотя на самом деле это то, что я сказал. Вот это первое.

Второе, очень многие путают между собой народное зодчество и профессиональную архитектуру. Это две совершенно разные области, которые отличаются между собой кардинально. Как человек и обезьяна. Одни из них чисто прагматическая сфера деятельности человека, направленная на удовлетворение его самых насущных потребностей. Надо построить мост, надо построить мельницу, надо построить мечеть, дом, еще что-то, амбар. И оформить все. Появляются какие-то свои профессионалы, какие-то строительные бригады, которые ездят, все это делают, и, казалось бы, появляется архитектура, потому что ее делают профессионалы.

На самом деле, архитектура – это нечто другое. Это область государственной культуры, в которую входят понятия: история архитектуры, теория архитектуры типового строительства, спортивных сооружений, представительских сооружений, градостроительные планировки и так далее. То есть, много чего. Скажем, такое здание как Московский университет не может построить народ или метро. Никак. Это только государство может сделать.

То же самое касается Пирамиды. Как представительского или культового религиозного сооружения, который народ просто не будет строить, зачем ему это. Это только, мобилизовав все силы государства, с помощью серьезных насильственных мер могут заставить такие вещи сделать. Но при этом, конечно, профессиональные архитекторы должны это разрабатывать. Конструкция очень серьезная и так далее. То есть, должна существовать еще и инженерная школа. Вот в чем разница между народным зодчеством и профессиональной архитектурой.

И еще третий момент есть. Многие путают архитектуру и памятники архитектуры. Под архитектурой понимают сумму памятников. Но, знаете, тут модно сравнить образно с понятием грибов. Все думают, что грибы это то, что появляется после дождя на поверхности земли, вот это грибы. На самом деле, гриб – это грибница, которая находится под землей. Она живет тысячелетиями. Это огромный организм, который занимает большую площадь, в глубину уходит. А грибы те, которые появляются после дождя – это небольшие отросточки, которые просто мы снаружи видим. Они нужны для того, чтобы споры рассеивать, чтобы эта грибница дальше распространялась. Вот и все.

И то же самое касается и памятников архитектуры. Памятник архитектур всего лишь внешнее проявление общего явления архитектуры как культуры. Как определенного явления культуры. Допустим, не всегда появляется памятник в результате каких-то мысленных конструкций. Очень часто проектная деятельность так и остается проектной, но она двигает вперед эту область культуры. И конкретные памятники могут и не возникнуть, когда возникает теория. Скажем, конструктивизм дал очень много теоретических положений в начале 20-х годов. Но самих сооружений не так уж и много осталось, но они серьезно двинули вперед архитектурную науку. На базе которой дальнейшее развитие советской архитектуры уже произошло скачкообразно.

Памятники архитектуры тоже такие грибочки, которые вылези тут и там, но это только внешне проявление. Нельзя сказать, что сумма сооружений – это архитектура. Это всего лишь внешнее проявление культурного явления. Так же как музыкальное произведение. Музыка как явление – это не сумма музыкальных произведений. Это культурное явление. Это третий момент, который надо сразу определить. Мы часто берем книгу и там написано «архитектура древней Руси», например. Такая церковь была, такая была – это не архитектура, это памятники архитектуры. Которая иллюстрирует явление архитектуры. А о самой архитектуре может даже ничего не сказано. То есть, писал человек, который не видел разницы между этими вещами.

ТУЛЫСЫНЧА УКЫРГА
Нияз Халитов