11 мин
4 127

Казан ханлыгы формалашуның кыскача тарихы.

Русча

Как известно, в середине XV века распад Золотой Орды привел к образованию на ее территории самостоятельных и полусамостоятельных политических образований, государств, которых мы называем ханствами, ордами. Одним из таких государств было Казанское ханство. И появление этого государства правомерно связывается с ханом Улу-Мухаммедом, который долгие годы правил в Золотой Орде, был ханом Золотой Орды. Сохранились свидетельства Казанской истории – это известный русский источник, русская летопись практически, которая написана, правда уже в XVI веке. Она говорит о том, что Улу-Мухаммед пришел в Казань, Казань была в запустевшем положении, город был разорен русскими нашествиями. И вот Улу-Мухаммед построил новую крепость и с этих пор сюда стали стекаться, как он пишет, варвары, то бишь, татары из разных областей Золотой Орды, из Астрахани, он пишет, из Крыма и другие. И вот тем самым Орда стала ослабевать, а Казань, Казанское ханство, или Казанское царство, как он говорит, наоборот, усиливает свое положение, то есть, мощь стала к ханству прирастать. Вот так вот описывается – это в Казанской истории, а, например, у Абдулгафара Карими, это автор XVIII века, просто говорится: он ушел из Крыма, опасаясь столкновения с беками восставшими против него, в сторону Казани.

В более раннем одном татарском источнике, который еще не опубликован, к сожалению, точнее это последний список его не опубликован – это «Чингиз наме» Утемиш-хаджи, который был написан в середине XVI века в Средней Азии, но при этом Утемиш-хаджи опирался на более ранние источники. Это видно из произведения, там говорится о том, что Улу-Мухаммед сначала был, действительно, Сарайским ханом. Затем против него выступил Кичи-Мухаммед и, в конце концов, война продолжалась очень долго. Силы иссякли и с той, и с другой стороны и они решили поделить территорию. И Крым достался Улу-Мухаммеду, и он правил в Крыму. Но потом Улу-Мухаммед все-таки пожелал вернуть себе эти территории, потерпел поражение, беки восстали против него, и он отправился в Казань.

И здесь в Казани находился князь. Его так не называли, конечно, в русских источниках князь, а в татарских источниках – это Алтынбай. Бай, то есть, или бек еще по-другому, у которого Улу-Мухаммед «хәйлә белән», хитростью взял Казань. Как это произошло – неизвестно, но вот какой-то хитростью, то есть, не было такого вооруженного столкновения, по мнению этого самого раннего татарского источника. Но «хәйлә белән», там так и написано, с помощью какой-то хитрости, уловки заполучил город. Историки же считают, что, скорее всего, это был бек, который подчинялся, в принципе, центральной власти. Улу-Мухаммед пришел сюда как хан законный и утвердил свою власть.

Но есть и другой сценарий, в более поздних русских летописях, где говорится о том, что бек был убит, правда не Улу-Мухаммедов, а сыном Улу-Мухаммеда, Махмудом. И вообще, более поздние русские летописи, кроме Казанской истории, пытаются вычеркнуть Улу-Мухаммеда из истории Казанского царства. Но судя, наверно, по всему из-за того, что все-таки Улу-Мухаммед все-таки Золотоордынский известный правитель, могущественный правитель, поэтому не совсем с идеологической точки зрения было верно выставлять Улу-Мухаммеда как основателя ханства. Но в татарской исторической традиции и вот в отчасти в русской, я имею ввиду Казанскую историю, это есть. Но Казанская история была написана в XVI веке автором, который долгое время жил в Казани и может быть он тоже подчеркнул эти сведения из каких-то татарских летописей, по крайней мере, он на это ссылается. То есть у нас немного разные представления об истории у русских и у татар. И уже в то время сложились.

Но вопрос это, конечно, дискуссионный, хотя Улу-Мухаммеда можно считать основателем династии Казанских ханов. И то, что он здесь в Казани правил, то, что какое-то время, в последний период его жизни эти земли и Казань была центром его владений – это уже доказывается с помощью источников различного происхождения. Не только русских, но и источников, так называемой, тюркско-татарской исторической традиции.

Условно даты образования Казанского ханства можно назвать 1437 ой год. Это время, когда Улу-Мухаммед пришел в Среднее Поволжье и столицей своих владений сделал Казань. Но Улу-Мухаммед не считал себя Казанским ханом, он продолжал претендовать на центральный Сарайский престол, пытался вернуть себе Крым. И к концу жизни это и во многом ему удалось, об этом сообщают и западные источники. Улу-Мухаммед к 1443 ему году, судя по всему, уже вернул себе власть над Крымом или над частью Крыма. По крайней мере, там отмечается его сын Касим с большим отрядом в 500 человек. Это известно по западным и латинским источникам. И мы знаем, что в 1445 ом году Улу-Мухаммед и его сын Махмуд разгромили войско Василия Темного, великого князя Московского. И даже Махмуд взял великого князя в плен. И таким образом, Улу-Мухаммед вновь подчинил себе Русь. И поэтому, наверное, современники его считали Золотоордынским ханом. В 1445 ом году он умер и остался в памяти людей как хан Золотой Орды. Но тем не менее, он стал основателем, уже исторической даты, видно нового государства. И этот распад, судя по всему, Орды оказался уже окончательным. В Крыму установилась династия Гереев, которые так же не смогли править ею в центре, в Сарае. Затем из большой Орды постепенно формируется Астраханское ханство. Все эти ханы, правители, представители различных ветвей династии Джучидов были с юридической очки зрения полноправными владельцами, наследниками всего олуса Джучи, в том числе Золотой Орды. И каждый из них стремился к верховенству в Орде. Но успех был то на стороне одного хана, то на стороне другого хана. Судя по всему, преемник Улу-Мухаммеда Махмуд, который с 1445 ого года стал править в Казани не оставлял этих планов вернуть господство в Орде. Об этом нам косвенно свидетельствуют русские источники, где самого Махмуда не называют Казанским ханом. Его называют вольным ханом, татарским ханом, великим ханом, даже так. Признают верховенство в Казани и как бы возвеличивают положение хана, лишь на полях, кое-где там пишется уже «Казанский хан». То есть, уточняется, что это какой именно из ханов адресат этих сообщений.

Судя по всему, при Махмуде установилась политическая стабильность в Среднем Поволжье. В Приуралье эта территория подчинялась Казани и создало благоприятные условия для экономического развития. Казань очень быстро превратилась в первоклассный, один из крупнейших в Европе торгово-ремесленных центров. И, конечно же, в столицу целого государства самостоятельного, вольного, как тогда говорили государства, ханства.

Период могущества Казанского ханства заканчивается на сыне хана Махмуда на Ибрагиме ибн Махмуде. Ибрагим ибн Махмуд правил Казанским ханством где-то до конца 70х годов XV века или до начала 80х годов XV века.

Сохранился уникальный источник, который показывает территорию этого государства. Государство Ибрагима, Казанское ханство на Востоке простиралась до Урала. Туда входили Иштякское, Остякское так называемая земля, Беловолжская земля или Ак Идел Олус в татарских источниках, Башкирский Олус, Камская земля и другие территории в Приуралье. То есть территория Казанского ханства с Запада на Восток – это от реки Суры на Западе и до Уральских гор на Востоке. Это больше чем, конечно, государственный образования или олусы предшественники Казанского ханства. Это, с одной стороны, наследие Золотой Орды, с другой стороны, это новое государство. Вот такова история возникновения Казанского царства и этот период можно назвать периодом могущества Казанского ханства.

ТУЛЫСЫНЧА УКЫРГА
Әнвәр Әхсәнов