4 799
Татар музыкасына кайсы уен кораллары хас?
Каждая музыкальная эпоха нам дала определенное звучание. Это звучание, конечно, зависит от тех музыкальных инструментов, которые используются в определенный момент времени. И татарская музыка не всегда знала, допустим, баян или гармонь, уже к которому мы так привыкли. Был период, «Тукаевский период»: в Казани была очень распространена мандолина, скрипка. И татарская музыка звучала в основном на этих инструментах, до этого были еще более древние инструменты. Настал период: татары восприняли итальянку, гармошку, как свой родной инструмент.
Сегодня мы живем вообще в период огромного многообразия, и каждый выбирает тот инструмент, который ему ближе, который ему интереснее. И выбор музыкального инструмента – это в первую очередь, мне кажется, это выбор звучания, которого ты хочешь добиться своей музыкой, будь то она электронная. Музыка – это может быть эксперимент, например, музыка DJ-ев, или это специально-сознательная стилизация под фольклорную, под старую, под старинную музыку.
Наоборот, мне кажется, сегодня мы живем в эпоху больших возможностей, когда можно записывать музыку в совершенно любом составе. И от того, что, допустим, в татарской композиции зазвучит шотландская волынка – мне кажется, это обогатит и татарскую музыку, и шотландскую волынку. Именно вот такие синтезы – это уже, наоборот, необходимость, это норма. Без этого невозможен поиск, без этого невозможно развитие любой музыкальной культуры, татарской особенно.
Для меня самого всегда было интересно: «А как бы звучала татарская музыка на тех инструментах, на которых она в принципе там никогда не могла бы звучать, на каких-то этнических инструментах, допустим Азии, или наоборот, на каких-то западных инструментах, или к примеру, на органе.» Ведь очень истерзано звучит именно на таких стыках. Всегда новое возникает от смешения двух-трех начал, или даже большего количества. Вот тогда возникает новое.
И поэтому музыкальные инструменты и экспериментирование в области аранжировки, оркестровки, тембров-это один, мне кажется, из самых ведущих направления развития вообще музыки и татарской музыки, в частности.
А что касается курая, допустим, который мне кажется из всех инструментов, которые у нас на сегодняшний день есть, мне кажется, наиболее татарским можно считать именно курай. Мне бы хотелось, чтобы курай стал такой же визитной карточкой татар, как, опять же, шотландская волынка у шотландцев, допустим. Или в еврейской музыке, в культуре клязмера – кларнет. Курай этого заслуживает. К сожалению, даже в Казани не так легко найти людей, которые играют на курае. И вообще сам инструмент не так просто найти. Хотя он очень этого заслуживает.
Классический курай позволяет играть именно, конечно, музыку традиционную татарскую, фольклорную – пентатоника. Но кураи бывают разные, можно его усовершенствовать. Почему, допустим, мы слушаем саундтреки американских композиторов и там часто звучит дудук или там балканские цимбалы. Ведь все это стало таких вот национальных стали общемировыми такими инструментами. Мне кажется, наша задача, в том числе и моя задача и всех музыкантов – это распространить, показать, что у нас есть и свои инструменты. Поэтому он может вполне хорошо вписаться в мировую музыку.