8 мин
2 947

ХХ гасыр башында милли костюмның көнкүрештә юкка чыгуы процессы.

Русча

Рассказывая о костюме конца XIX – начала XX века, тут нужно учитывать уже унификацию самого костюма, а именно вестернизацию, когда происходит уже внутренние изменения в самом костюмном комплексе. Как таковой костюмный костюм уже начинает практически исчезать из обихода, их традиционного костюмного комплекса.
В конце XIX – начале XX века в городском костюмном комплексе происходит упрощение его. То есть, рассказывая о мужском костюме, это уже штаны европейского кроя, рубаха. Вообще, говоря о народном костюме татар, необходимо заметить, что у татар разрез рубахи всегда был по середине. Например, в русском костюме или у татар-кряшен он был всегда сбоку. Так называемая косоворотка. Подобные рубахи не были характерны для татар.
Несмотря на всю унификацию костюмного комплекса, остаются определенные маркёры, которые как-бы характеризуют весь образ. Так, например, если мужчина мог полностью практически весь в европейском костюме, то он практически всегда, выходя на улицу, надевай тюбетейку. Или женщина, у которой было европейское платье, могли быть европейские украшения, не характерные для татар, но при этом она всегда надевала калфак-наколку.
Несмотря на то, что, например, кожаная обувь, которая была известна далеко за пределами обитания татар, ареала обитания татар, необходимо учитывать, что всё-таки из повседневной жизни эта обувь уходит. Потому что она становится дорогой и можно сказать, что непрактичной. Проще прийти и купить европейского кроя туфли, которые буду дешевле и проще их найти.
Чуть далее, со временем уже к 30-м – 40-м годам традиционный костюм практически вышел из обихода. Остаются некоторые элементы в сельской местности. Так, например, если в городе уже женщины не покрывали свою голову, то на селе это еще практиковалось. Причем практиковалось практически до 50-х – 60-х годов. Выходя на улицу женщины, безусловно, скорее надевали платок, но надевали характерным, особенным именно для татар. Это, например, подвязывание платка на два противоположных угла. Например, и в наши дни это сохраняется у более старшего поколения. К тому же, рассказывая о платке, необходимо учитывать, что у татар были свои предпочтения. Например, в музейных коллекциях в достаточно большом количестве сохранились платки, так называемые француз яулык, которые закупались в основном татарками. То есть это был красный платок, украшенный белым узором. Его можно встретить как в музейных коллекциях, так и в зарисовках художников.
Ближе к военному периоду, то есть это конец 30-х, 40-е и послевоенные периоды – это уже скорее увядание традиционного костюма. Ну, это характерно не только для татарского традиционного костюма, это характерно практически для любого народного костюма. Это время, когда полностью исчезает, упрощается костюм, так как это период, когда проще купить фабричного производства платье, чем изготовить его самому. Это время, когда практически исчезает татарский мужской костюм. Но это связано с тем, что, конечно же, послевоенное время, когда просто не до этого, когда просто нужно выживать, а не думать о каких-то там своих корнях.
К сожалению, это сыграло злую шутку. Потому что традиционный костюмный комплекс не точно исчезает, он трансформируется, изменяется и регрессирует. Он сохраняется в театральном виде и в связи с тем, что происходит утеря знаний, театр – это всё-таки то место, где всё более утрированно делается. То есть сцена, она предполагает, что скорее актер мужского или женского пола будет макияж, чтобы его увидели актеры с задних рядов и соответственно его костюмный комплекс будет намного ярче, чтобы было видно. Появляется обилие вышивки, причем появляется много искусственной ткани, которая не характерна для традиционного костюма. Происходит некая замена, характерных для традиционных костюмов, элементов. Например, с широким шагом превращаются в шаровары. А камзол настолько укорачивается, что становится похожим на жилет. При том, что когда показывают костюмы разного периода жилет-камзол уже практически всегда короткий. Хотя, например, камзол середины XIX века он укорачивается. То есть уже эта градация исчезает из театрального костюмного комплекса.
Но, к сожалению, в связи с тем, что мы не видели другого костюма, мы начинаем воспринимать это естественно. Как будто бы традиционный татарский костюмный комплекс он был и такой.
При этом практически исчезает деление на городское и сельское. То есть, смотря какие-либо театральные постановки, участвуя на Сабантуе, мы видим, практически, один унифицированный костюмный комплекс. Это у девушки, молодой девушки: платок, подвязанный на два угла противоположных, светло-белое платье, но оно может быть, как украшено воланами, отрезное по линии талии, либо в камзоле-жилетке, либо просто передник. Причем передник может быть как с крылышками, то есть в верхней части, либо просто отрезное по линии талии передник. Он может украшаться вышивкой в театральном костюмном комплексе, причем не всегда соответствующей татарской орнаментации.
Удивляет, что все более и более становится короче женское платье. Так, например, детские коллективы, где девочки танцуют практически, можно сказать, в тунике, которая выше колена, и шароварах. Ну, это, безусловно, никак не соответствует традиционному татарскому костюму. Причем шаровары надевают, как и мужчины, так и женщины, так и детки маленькие, которые участвуют в этих коллективах.
Рассказывая о костюмном комплексе театральном мужском, это: шаровары, может быть пояс, подпоясанный, камзол-жилет, укороченный и тюбетейка. При том, что ношение пояса у татар имеет глубокие корни. Но к концу XIX века практически пояс исчезает из костюмного комплекса. Но еще где-то к середине XIX может встречаться.
Так, например, в свадебном обряде Волго-уральских татар присутствует такой элемент, когда девушка, выходя замуж, подпоясывает своего будущего мужа. Таким образом, несмотря на то, что пояс выходит из традиционного ношения, при этом остаются какие-то более глубокие традиции, сохраняемые в более позднее время. Но это всё-таки характерно более для конца XIX, то есть в начале XX он практически выходит из обихода.

ТУЛЫСЫНЧА УКЫРГА
Динә Гатина-Шәфыйкова